Все начинается с цветового круга. Я с ним познакомилась на занятиях по колористике в школе дизайна. К тому времени у меня уже был опыт выкрасов по известному всем стишку “Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан”, и я считала себя героиней. Преподаватель по колористике предложил нам сделать выкрасы по Иттену. “Кто это?” — это был мой первый вопрос )). Так началось мое знакомство с цветом. Сейчас книга Иттена — моя Библия. Хотя читала я ее долго, несколько лет. Это правда, материал довольно сложно усваивается.
Мне бы не хотелось излагать теорию цвета по книжке. Если вам будет очень нужно, советую почитать самостоятельно. Список литературы внизу статьи. Я опишу те понятия и определения, которыми пользуюсь сама. Картинки я взяла из книги Иттена, как эталон.
Как получается базовый цветовой круг?
Предлагаю вам не просто почитать эту статью, а порисовать.
Вам потребуется:
- Самый простой набор гуаши, 6 цветов.
- Плотная бумага.
- Кисточка и палитра (можно взять пластиковую белую тарелку), банка с водой. Воду надо менять после каждого смешивания и кисточку хорошо промывать.
- Карандаш и линейка.
- Нарисуйте заготовку круга. Точно так же как на иллюстрации. Особо стараться не нужно. Можно без линейки. Это упражнение для лучшего понимания как это работает.

В основе цветового круга лежат три цвета: желтый, синий, красный. Они образуют треугольник первичных цветов.
Откройте баночки желтой, красной и синей гуаши и заполните внутренний треугольник и три ячейки круга.
Вторичные цвета получаются после смешивания первичных цветов в равных долях.
Желтый+Синий=Зеленый
Желтый+Красный=Оранжевый
Красный+Синий=Фиолетовый
Заполните треугольники и ячейки круга зеленым, оранжевым и фиолетовым. Лучше смешайте побольше краски, чтобы потом получить третичные цвета.
Третичные цвета получаются после смешивания вторичных цветов в равных пропорциях. Осталось смешать их и заполнить свободные места в круге. У вас должна получится примерно, такая же картинка как на фото 1.
Кстати, есть художники, которые рисуют всего лишь тремя или четырьмя базовыми красками! Смешивая из них все свои тона и полутона. К таким художникам относится Сезанн, например.
Цвета, которые находятся друг напротив друга — дополнительные цвета. Родственные цвета, те которые стоят рядом.

«КАК ОБНОВИТЬ ИНТЕРЬЕР: ЯРКИЕ АКЦЕНТЫ»
Хромотические цвета — все спектральные и многие природные.
Ахромотические — белый, черный, и все оттенки серого.
Монохром — выполненный в одном цвете; излучающий один цвет или цвета, различающиеся по светлоте, но не по спектру.

Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных цветов.
Вы наверняка помните урок физики, где показывали эксперимент Ньютона с призмой. Там как раз и получается наш «Охотник».
Светлота – это степень отличия цвета от белого и черного. Чтобы получить светлые тона нужно взять чистый цветовой тон и смешать его с долей белого. Или долей черного, если говорим о темных тонах.
Насыщенность (интенсивность) – это степень выраженности определенного тона. Понятие действует в переделе одного тона, где степень насыщенности измеряется степенью отличия от серого.
Здесь мы смешиваем тон с серым цветом. Я помню, что это было самое трудное упражнение на колористике.

«СОЧЕТАНИЕ СЕРОГО ЦВЕТА С ДРУГИМИ ЦВЕТАМИ. ПРИМЕРЫ»
Я для себя поняла, что каждый человек по разному воспринимает цвета, связывая их с рядом образов и ассоциаций (страна, традиции, воспитание, личностные качества и т.д.).
Мы решаем задачи по сочетанию цветов каждый день. Делаем мы это неосознанно. Интуитивно. Так уж устроен человек — мы тянемся к гармоничным сочетаниям цвета.
А что такое цветовая гармония и колорит?
Цветовая гармония — согласованность цветов между собой. Позволяет точнее донести до зрителя идею дизайнера, художника.
Ну и последнее на сегодня. Колорит — гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов. Колорит помогает передать настроение: спокойное, радостное, тревожное, грустное и т.д. Понятие колорита в искусстве очень широкое. Для профессионалов — бездонная тема. Я для себя выделила 4 тенденции: колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.
На примере картин Дега очень хорошо видно где теплый светлый колорит, а где холодный светлый.

Вот, пожалуй основные понятия, которыми я пользуюсь. Вы еще сомневаетесь нужно ли вам все это знать?
«КАК НАЙТИ ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТИПОВ»
Вам не обойтись без цветового круга, если:
- Вы решили обновить гардероб.
- Вам надо подобрать аксессуар для костюма.
- Вы решили обновить интерьер.
- Вы фотографируете, например, для соцсетей и хотите, чтобы ваши фото хорошо выглядели в ленте.
- Вы сервируете праздничный стол.
- У вас тематический праздник, например, День рождения ребенка в стиле пижамной вечеринки.
- Вы собираете букет на свадьбу для подруги, или просто букет.
И так далее.

Слева теплый темный колорит.
Справа холодный светлый.
Если пользоваться цветом ОСОЗНАННО, то через короткое время мир вокруг вас изменится!
6 книг по цвету из моей библиотеки:
- Иоханнес Иттен. “Искусство цвета”.
- Л.Н. Миронова “Цвет в изобразительном искусстве”.
- Каталог названий цвета в русском языке.
- Элис Бакли “ Нейтральные оттенки в интерьере”. Энциклопедия.
- М. О. Сурина “Цвет и символ в искусстве”.
- Джудим Миллер “Интерьер. Цвет и стиль”.
